Обратите внимание

Обратите внимание! При просмотре данного блога не рекомендуется использование браузера Internet Explorer ранних версий, во избежание некорректного отображения страниц.

2014/07/31

Психологические стрессы. Аутопсихокоррекция (часть первая)


    В  исследовании, проведенном физиологами Университета штата Огайо, подопытные животные (мыши) были разделены на две группы. Особи первой группы подвергались «социальным стрессам» - ежедневно в течение месяца каждая такая мышь проводила 2 часа в одной клетке с агрессивной особью. Второй группе была уготовлена другая судьба – эти мыши сидели по 16 часов в сутки в замкнутых цилиндрических клетках без воды и еды, переживая «физические стрессы». Через месяц животным вводили бактериальные токсины. Мыши, пережившие «социальные стрессы» погибали в 2 раза чаще, чем их собратья, страдавшие физически. Более того, практически у всех «социально неудовлетворенных» мышей воздействие токсинов приводило к септическому шоку.
   Это, как пример.  Но и другие многочисленные научные исследование подтверждают, что психологические стрессоры, включая социальные и информационные, представляют зачастую даже большую опасность для здоровья, чем другие негативные факторы. Раздражители большой силы (стрессоры) приводят к ухудшению адаптации организма, то есть его приспособительных, защитных и восстановительных способностей. И как следствие, резкое снижение работоспособности, «синдром хронической усталости», болезни.
     В настоящее время эта проблема в Украине крайне актуальна.
Сохранить здоровье в нынешних сложных условиях задача непростая, но реальная.
    Итак, мы  должны  вернуться к адаптационной теории, которая говорит, что адаптационные  реакции имеют 3 основных вида, в зависимости от силы раздражителя.  При воздействии малой силы организм работает в привычном режиме  - это реакция тренировки. На воздействие средней силы организм  отвечает активизацией всех своих возможностей – это реакция активации.
    Реакции тренировки и активации являются  зоной физиологической нормы, при которых  организм здоров, хорошо приспосабливается,  способен к защите от вредных влияний и хорошо восстанавливается.
  При воздействии  сильных раздражителей наступает напряжение адаптации, которое впоследствии переходит в истощение  - это реакция стрессаоснова патологических процессов ( болезней и старения).
      Сегодня  мы  говорим  о   психических раздражителях, и, в первую очередь, об информационных.   Закрывать глаза на происходящее вокруг, как  и на свою жизнь в целом невозможно, да и не следует.  Но можно дозировать силу воздействия, переводя из категории сильных в слабую, т.е. переводить адаптационные систему из стадии напряжения (начальная фаза стресса) в стадию тренировки. Именно в стадии тренировки нервная система находится в уравновешенном состоянии, мыслительная функция наиболее объективна для принятия рациональных решений.
     Таким  образом,  при  психологическом  перенапряжении  у нас есть 
выбор или сохранять это состояние (и уходить в стресс), или вернуться в физиологическую норму (тренируя адаптацию и поддерживая здоровье).
     Теперь  к  практической  части.   По сути - существуют две задачи: 1 – определить (диагностировать) в какой стадии в настоящий момент находится адаптационная система; 2 – использовать методы аутопсихокоррекции для возврата в зону физиологической нормы.
     Здесь хочется обратить особое внимание на то, что адаптационные реакции очень мобильны, так как в течение дня мы постоянно встречаемся с разной силы раздражителями и попадаем в разные стадии. Такая мобильность очень полезна - тренируется адаптационная система, поддерживаются ее защитные реакции. Главное - не задерживаться в начальной стадии стресса!

    Перейдем к  диагностике  и  посмотрим основные признаки  адаптационных реакций  (реакции тренировки, реакции активации,  реакции стресса), которые не сложно определить самому.
       
1. Стадия тренировки  (физиологическая норма)
   -  общее самочувствие хорошее, чувство спокойствия (зона комфорта);
   -  хорошая физическая и умственная работоспособность;
   -  настроение ровное, мысли «текут» спокойно;
   -  можно без напряжения переключать мысли в разных направлениях;
   -  нет психического и физического напряжения;
   -  нет проявления болезненных симптомов

2. Стадия активации  (физиологическая норма)
   -  общее самочувствие хорошее;  чувство удовлетворения жизнью;
    -  высокая физическая и психическая работоспособность;
    -   настроение приподнятое;
    -  работа  выполняется  с желанием и высокой продуктивностью;
    -  высокая концентрация внимания на конкретно выполняемой работе;
    -  переключение мыслей требует усилий;
    -  нет психического и физического напряжения;
    -  нет проявления болезненных симптомов

3.  Стадия напряжения (состояние стресса)
    -  работоспособность снижается, для выполнения работы 
      требуются усилия;
    -  становится тяжело сконцентрироваться; мысли « мечутся»;
    -  появляется внутреннее напряжение;
    -  возникают чувство усталости, резкого раздражения или апатии;
    -  мышцы лица, шеи и спины напряжены;
    -  тяжело переключать мысли

4.  Стадия истощения  ( состояние стресса)
    -  работоспособность крайне низкая;
    -  выраженная усталость;
   -  тяжело думается;
    -  подавленное настроение;
    -  при контакте с людьми возникает напряжение и раздражение;
    -  появляются функциональные нарушения ( головные боли, 
      сердцебиение,   тяжесть за грудиной, тремор рук, неврастенические 
      реакции или депрессия и др.)
     -  проявляются клинические признаки хронических заболеваний 
      (например : повышается АД  при гипертонии;  боли в суставах при  
      артритах,  боли в желудке при гастритах и  т.д.)

          О методологических подходах аутопсихокоррекции будет далее.
  












3 комментария:

  1. Спасибо большое, Ольга Александровна. Когда я начинаю себя плохо чувствовать, читаю статьи вашего блога и как-то все становиться на свои места

    Д.Б.

    ОтветитьУдалить
  2. Вы не ошибаетесь,говоря, что можно дозировать силу воздействия, которая вызывает стрсс? Воздействие - это же внешняя сила, независимая от вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Внешнюю силу воздествия вы дозировать не можете. Но можете дозировать степень ее принятия. Пример: вы получили неприятную информацию, которая сильно подействовала на вас. Если вы будете продолжать о ней думать, только увеличите силу воздействия. Если сможете переключить мысли в другое направление, то уйдете от стрессорного фактора. В продолжении этой статьи я буду говорить о методологиях.

      Удалить