В исследовании, проведенном физиологами Университета штата Огайо, подопытные животные (мыши) были разделены на две группы. Особи первой группы подвергались «социальным стрессам» - ежедневно в течение месяца каждая такая мышь проводила 2 часа в одной клетке с агрессивной особью. Второй группе была уготовлена другая судьба – эти мыши сидели по 16 часов в сутки в замкнутых цилиндрических клетках без воды и еды, переживая «физические стрессы». Через месяц животным вводили бактериальные токсины. Мыши, пережившие «социальные стрессы» погибали в 2 раза чаще, чем их собратья, страдавшие физически. Более того, практически у всех «социально неудовлетворенных» мышей воздействие токсинов приводило к септическому шоку.
Это, как пример. Но и другие
многочисленные научные исследование подтверждают, что психологические
стрессоры, включая социальные и информационные, представляют зачастую даже большую
опасность для здоровья, чем другие негативные факторы. Раздражители большой
силы (стрессоры) приводят к ухудшению
адаптации
организма, то есть его приспособительных, защитных и
восстановительных способностей. И как следствие, резкое снижение
работоспособности, «синдром хронической усталости», болезни.
В настоящее время эта проблема в Украине
крайне актуальна.
Сохранить здоровье в нынешних сложных условиях задача непростая, но реальная.
Сохранить здоровье в нынешних сложных условиях задача непростая, но реальная.
Итак, мы должны вернуться к
адаптационной теории, которая говорит, что адаптационные реакции имеют 3 основных вида, в
зависимости от силы раздражителя. При воздействии малой силы организм
работает в привычном режиме - это реакция
тренировки. На воздействие средней силы организм отвечает
активизацией всех своих возможностей – это реакция
активации.
Реакции
тренировки и активации являются зоной
физиологической нормы, при которых организм здоров, хорошо
приспосабливается, способен к защите от вредных влияний и хорошо
восстанавливается.
При воздействии сильных
раздражителей наступает напряжение адаптации, которое впоследствии переходит в
истощение - это реакция
стресса – основа патологических процессов ( болезней и старения).
Сегодня мы говорим о психических раздражителях, и, в первую очередь,
об информационных. Закрывать глаза на происходящее вокруг, как и на свою жизнь в целом невозможно, да и не
следует. Но можно дозировать силу
воздействия, переводя из категории сильных в слабую, т.е. переводить
адаптационные систему из стадии напряжения (начальная
фаза стресса) в стадию тренировки. Именно в стадии тренировки нервная система
находится в уравновешенном состоянии, мыслительная функция наиболее объективна
для принятия рациональных решений.
Таким образом, при
психологическом перенапряжении у нас есть
выбор или сохранять это состояние (и уходить в стресс), или вернуться в физиологическую норму (тренируя адаптацию и поддерживая здоровье).
выбор или сохранять это состояние (и уходить в стресс), или вернуться в физиологическую норму (тренируя адаптацию и поддерживая здоровье).
Теперь к практической части.
По сути - существуют две задачи: 1 – определить (диагностировать) в какой стадии в настоящий момент находится адаптационная
система; 2 – использовать методы аутопсихокоррекции для возврата в зону
физиологической нормы.
Здесь хочется обратить особое
внимание на то, что адаптационные реакции очень мобильны, так как в течение дня
мы постоянно встречаемся с разной силы раздражителями и попадаем в разные
стадии. Такая мобильность очень полезна - тренируется адаптационная
система, поддерживаются ее защитные реакции. Главное - не задерживаться в
начальной стадии стресса!
Перейдем к диагностике и посмотрим основные
признаки адаптационных реакций (реакции тренировки,
реакции активации, реакции стресса), которые не
сложно определить самому.
1.
Стадия тренировки (физиологическая норма)
- общее
самочувствие хорошее, чувство спокойствия (зона комфорта);
- хорошая
физическая и умственная работоспособность;
- настроение
ровное, мысли «текут» спокойно;
- можно без
напряжения переключать мысли в разных направлениях;
- нет психического
и физического напряжения;
- нет проявления
болезненных симптомов
2. Стадия активации (физиологическая норма)
- общее
самочувствие хорошее; чувство удовлетворения жизнью;
- высокая физическая и психическая работоспособность;
-
настроение приподнятое;
- работа выполняется с желанием и высокой продуктивностью;
- высокая концентрация внимания на конкретно выполняемой работе;
- переключение
мыслей требует усилий;
- нет психического и физического напряжения;
- нет проявления болезненных симптомов
3. Стадия напряжения (состояние стресса)
- работоспособность снижается, для выполнения работы
требуются усилия;
требуются усилия;
- становится тяжело сконцентрироваться; мысли « мечутся»;
- появляется
внутреннее напряжение;
- возникают чувство усталости, резкого раздражения или апатии;
- мышцы лица, шеи и спины напряжены;
- тяжело переключать мысли
4. Стадия истощения ( состояние стресса)
- работоспособность крайне низкая;
- выраженная
усталость;
- тяжело думается;
- подавленное
настроение;
- при контакте с людьми возникает напряжение и раздражение;
- появляются функциональные нарушения ( головные боли,
сердцебиение, тяжесть за грудиной, тремор рук, неврастенические
реакции или депрессия и др.)
сердцебиение, тяжесть за грудиной, тремор рук, неврастенические
реакции или депрессия и др.)
- проявляются клинические признаки хронических заболеваний
(например : повышается АД при гипертонии; боли в суставах при
артритах, боли в желудке при гастритах и т.д.)
(например : повышается АД при гипертонии; боли в суставах при
артритах, боли в желудке при гастритах и т.д.)
О
методологических подходах аутопсихокоррекции будет далее.
Спасибо большое, Ольга Александровна. Когда я начинаю себя плохо чувствовать, читаю статьи вашего блога и как-то все становиться на свои места
ОтветитьУдалитьД.Б.
Вы не ошибаетесь,говоря, что можно дозировать силу воздействия, которая вызывает стрсс? Воздействие - это же внешняя сила, независимая от вас!
ОтветитьУдалитьВнешнюю силу воздествия вы дозировать не можете. Но можете дозировать степень ее принятия. Пример: вы получили неприятную информацию, которая сильно подействовала на вас. Если вы будете продолжать о ней думать, только увеличите силу воздействия. Если сможете переключить мысли в другое направление, то уйдете от стрессорного фактора. В продолжении этой статьи я буду говорить о методологиях.
Удалить